Новое в законодательстве о коррупции

18.03.2016 В целях совершенствования мер по противодействию коррупции Федеральным законом от 28.11.2015 N 354-ФЗ внесены поправки в отдельные законодательные акты, которыми в том числе: уточнено, что председатель соответствующего суда при обращении общероссийского СМИ обеспечивает предоставление последнему сведений о расходах судьи, расходах его супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, представленные в случаях, определяемых Федеральным законом "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам"; предусмотрено, что лица, замещающие государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, не вправе участвовать в управлении хозяйствующим субъектом, если в порядке, установленном федеральными законами и/или законами субъектов РФ, им не поручено участвовать в управлении таким хозяйствующим субъектом. Случаи невыполнения требования о запрете открытия вкладов в иностранных банках будут рассматриваться комиссией по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

Кроме того, в Положении о службе в органах внутренних дел Российской Федерации закреплено, что взыскание в виде замечания или выговора применяется при малозначительности коррупционного правонарушения на основании рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссии). Аналогичная норма, согласно которой взыскание в виде замечания или выговора может быть применено к работнику при малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения на основании рекомендации комиссии, предусмотрена в Федеральном законе "О прокуратуре Российской Федерации". Письмом Минтруда России от 13.11.2015 N 18-2/10/П-7073 разъяснены некоторые критерии привлечения госслужащих к ответственности за коррупционные правонарушения. Сообщается, в частности, что ошибки в справке о доходах из-за допущенных государственным органом в выданных госслужащему документах неточностей не являются коррупционным проступком.

Также не образует коррупционного проступка и не влечет применения взысканий: неисполнение обязанности вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, которые объективно препятствуют представлению сведений о доходах, расходах в установленный срок или получению документов, необходимых для достоверного и полного отражения данных сведений, соблюдению иного запрета или обязанности; заполнение служащим справки в ином, не общепринятом, орфографическом порядке, при котором сохраняется смысловое содержание данных в справке, либо когда заполнены разделы, графы справки, не подлежащие заполнению; представление служащим в установленный срок уточненных и достоверных сведений о доходах и имуществе, при условии, что служащий самостоятельно обнаружил в представленных им справках не отраженные или не полностью отраженные сведения.

При определении конкретного вида взыскания, которое подлежит применению, должны учитываться следующие критерии: характер и тяжесть совершенного нарушения; обстоятельства, при которых совершено нарушение; соблюдение служащим других запретов, исполнение других обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции; предшествующие результаты исполнения служащим своих должностных обязанностей. При определении взыскания следует учитывать отягчающие и смягчающие обстоятельства совершения соответствующего нарушения требований законодательства о противодействии коррупции. В приложениях к Письму приведены примерные перечни ситуаций, которые могут быть расценены как значительные проступки (влекущие увольнение государственного (муниципального) служащего в связи с утратой доверия), малозначительные проступки, несущественные проступки.

Помощник прокурора Кущевского района юрист 3 класса
Ю.Б. Меховых