Кущёвский район

Официальный сайт муниципального образования

Оценка профессиональных риков

Как провести оценку

профессиональных рисков

Инспекторы труда начали штрафовать за отсутствие оценки профессиональных рисков.

Зачем проводить оценку профессиональных рисков

Работодатель должен провести оценку профессиональных рисков, чтобы организовать управление профрисками. Это требование статей 209 и 212 ТК и пунктов 29, 33-39 типового положения о Системе управления охраной труда (СУОТ).

Оценка рисков помогает снизить риск возникновения несчастных случаев и профзаболеваний на конкретном рабочем месте и выявить, какие меры по обеспечению безопасности на предприятии необходимо принимать в первую очередь.

Кроме того, оценка рисков помогает повысить мотивацию работников соблюдать требования охраны труда, социальную защищенность работников и квалификацию персонала.

Какие должны быть документы по оценке рисков

Пропишите регламент процедуры оценки рисков в положении организации о СУОТ. Это указано в типовом положении о системе управления охраной труда, утвержденном приказом Минтруда от 19.08 2016 г. № 438н.

Других требований к тому, какие документы по оценке рисков должны быть на предприятии, в законодательстве нет. Но при внеплановой проверке инспектор ГИТ может проверить наличие и соответствие процедур идентификации опасностей и оценки рисков, план мероприятий и оценку возможностей устранений рисков, меры по исключению и снижению риска и ознакомлены ли работники предприятия с профрисками.

Поэтому, чтобы избежать штрафов и судебных споров, целесообразно разработать реестр опасностей на рабочем месте или карту оценки рисков. В этот документ внесите информацию о возможных рисках на рабочем месте, вероятность их возникновения и меры, принятые для уменьшения опасностей.

Составьте план мероприятий по корректировке рисков, в нем укажите меры, которые должны быть приняты для устранения или уменьшения рисков, укажите ответственного за каждый конкретный пункт плана, сроки его выполнения, при необходимости – источники финансирования.

Кроме того, результаты проведения оценки рисков и всех его промежуточных и итоговых процедур укажите в отчете о профрисках.

Как выявить и идентифицировать риски

Для выявления, идентификации и оценки рисков можно нанять компанию или провести процедуру своими силами. Если в организации приняли решение провести оценку рисков своими силами, то можно разработать собственный алгоритм процедуры либо воспользоваться алгоритмов из четырех шагов, который разработали эксперты Системы Охраны Труда.

ШАГ 1. Создайте комиссии. по оценке рисков.

Оценку рисков может проводить специалист по охране труда или служба охраны труда, но эффективнее создать комиссию из трех – семи человек. Состав комиссии определяют в зависимости от количества работников и сферы деятельности организации. В состав комиссии можно добавить главного инженера, ответственного за пожарную безопасность, ответственного за электробезопасность, начальников структурных подразделений, представителей профсоюзов и т.д.

Члены комиссии не обязаны иметь специальную подготовку, но должны знать как выявлять т идентифицировать риски. Обучить сотрудников проводить оценку рисков можно самостоятельно либо с привлечением сторонних организаций.

ШАГ 2. Выявите и идентифицируйте риски.

Изучите, какие опасности могут возникнуть при выполнении сотрудниками типовых и нетиповых работ. А также опасности, которые возникают вне рабочего места или во время аварий и способны негативно повлиять на здоровье и безопасность работников.

Если рабочее место работника стационарное – проведите оценку рисокв га его рабочем месте. Если работники в течение дня передвигаются по территории и находятся в различных помещениях организации, проведите оценку рисков по рабочим зонам.

Чтобы выявить опасности, установите все источники, ситуации, действия или их комбинации, которые могут стать причиной травмы или ухудшения состояния здоровья работников.

При выявлении факторов риска рассмотрите только те опасности, которые могут привести к получению травм, ухудшению здоровья работников или к смертельному исходу.

По результатам идентификации составьте перечень опасностей.

ШАГ 3. Оцените уровень профрисков.

Методы оценки уровня профессиональных рисков работодатель определяет с учетом характера своей деятельности и сложности выполняемых операций. Допускают использование разных методов оценки уровня профессиональных рисков для разных процессов и операций.

Выбрать подходящий для себя метод, можно, например, в приложении В к ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 или ГОСТ 12.0.230.4-2018.

ШАГ 4. Проведите корректировку оценки рисков.

Для того, чтобы уменьшить риски, устраните или уменьшите факторы опасностей. Для этого проведите мероприятия по уменьшению риска.

Внедрите наиболее безопасные технологии производства:

- закупите средства индивидуальной и коллективной защиты;

- модернизируйте оборудование;

- автоматизируйте производственные процессы;

- уменьшите время воздействия на работников опасных факторов и т.д.

После того как в организации проведут мероприятия по уменьшению уровня риска, снова оцените уровень рисков.

Какая ответственность за непроведение оценки рисков

За непроведение оценки рисковмогут выдать предупреждение или наложить штраф по части 1 статьи 5.27 КоАП.

Сумма штрафа составит:

- для должностных лиц – от 1000 до 5000 руб.;

- ИП – от 1000 до 5000 руб.;

- для юридических лиц – от 30000 до 50000 руб.

Кроме того, в случае если на предприятии произошел несчастных случай, а оценка рисков не проводилась, то инспекция труда направляет материалы расследования в следственный комитет. При расследовании уголовного дела отсутствие оценки рисков будут считать отягощающим фактором для работодателя.